Автор | Сообщение |
Брюнетка
|
| Чувственная
|
Сообщение: 794
Настроение: меланхолия
Откуда: Израиль
|
|
Отправлено: 18.05.10 12:59. Заголовок: Калейдоскоп научных, пара-научных и совсем ненаучных фактов
факты и интересные свидетельства и вообще всё необьяснимое с научной точки зрения ...
| |
|
Ответов - 33
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
Брюнетка
|
| Чувственная
|
Сообщение: 1166
Настроение: в поисках гармонии
Откуда: Израиль
|
|
Отправлено: 06.11.10 10:50. Заголовок: В Египте нашли стену..
В Египте нашли стену, которая защищала Сфинкса от ветра Египетские археологи обнаружили во время раскопок на плато Гиза фрагменты кирпичной стены, которая в древности защищала Сфинкса от ветра, сообщает Newsru.com со ссылкой на Высший совет по делам древностей Египта. По словам главы совета Захи Хаваса, предварительные исследования, проведенные археологической миссией на месте раскопок, показали, что это продолжение стены, которая располагается к северу от памятника. Ранее археологи считали, что сохранившаяся до наших дней стена, построенная еще при Тутмосе IV (1400-1390 годы до нашей эры), защищала Сфинкса только с северной стороны. Однако благодаря этой находке выяснилось, что памятник был также защищен с восточной и южной сторон. Протяженность обнаруженных участков стены составляет 86 и 46 метров. Согласно древнеегипетской легенде, стену, оберегающую Сфинкса, Тутмос IV соорудил еще будучи принцем. После тяжелой охоты он присел отдохнуть в тени огромного изваяния и уснул. Во сне ему явился сам Сфинкс, который попросил выкопать его туловище из песка, который "удушал его". За это он обещал юноше царский трон. Тутмос выполнил просьбу Сфинкса и построил вокруг него защитную стену. Сфинкс свое обещание тоже выполнил.
| |
|
Брюнетка
|
| Чувственная
|
Сообщение: 1167
Настроение: в поисках гармонии
Откуда: Израиль
|
|
Отправлено: 06.11.10 11:05. Заголовок: :: Существует ли про..
:: Существует ли проклятие фараонов? :: Скрытый текст Одним из величайших событий за всю историю археологии является открытие гробницы Тутанхамона - фараона Древнего Египта XVIII династии, правившего в 1347-1338 годах до нашей эры. Вплоть до начала XX века о Тутанхамоне знали немного, в частности то, что он умер в 18 лет и был зятем знаменитой египетской красавицы царицы Нефертити. Известны слова открывателя гробницы этого фараона, археолога Говарда Картера: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». Однако все изменилось 4 ноября 1922 года, когда британская археологическая экспедиция открыла в расположенной на западном берегу Нила, поблизости небольшого египетского города Луксора, Долине царей гробницу этого фараона. Этот знаменитый некрополь находится недалеко от столицы Древнего Египта - города Фивы. Возглавляли экспедицию специалист по Древнему Египту Говард Картер и археолог-любитель, богатейший английский аристократ лорд Джордж Корнарвон. Печати на дверях усыпальницы оказались нетронутыми, что вселило в археологов надежду на крупный успех и громкое археологическое открытие. Они стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в эту гробницу. За свою удачу ученые должны поблагодарить строителей другой гробницы, предназначавшейся для фараона Рамсеса VI. В ходе ее строительства путь в гробницу Тутанхамона был засыпан, что дезориентировало воров, с глубокой древности промышлявших грабежом богатых царских захоронений. Гробница Тутанхамона оказалась почти не разграбленной, что означало чрезвычайный успех для ученых. Внутри археологи увидели многочисленные украшения, сама же мумия правителя хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых (длиной 1,85 метра и весом 110 килограммов) был сделан из чистого золота. Среди многочисленных предметов, сопровождавших фараона в загробный мир, были найдены немалые сокровища, заставившие мир восхититься красотой и изяществом искусства Древнего Египта. Сейчас эти сокровища выставлены в Египетском музее в Каире, где занимают десять залов, площадь которых равняется футбольному полю. После облетевшей мир сенсации последовал, однако, ряд загадочных событий, что позволило говорить о неком «проклятии фараона», затронувшем участников той знаменитой экспедиции. Эти слухи быстро распространялись с помощью прессы. Говорили о 22 «жертвах проклятия», умерших в последующие несколько лет после вскрытия могилы Тутанхамона. Среди них было 13 непосредственных участников вскрытия гробницы, остальные - либо их близкие, либо специалисты, побывавшие в гробнице Тутанхамона или контактировавшие с извлеченными из нее вещами. Финансировавший экспедицию 67-летний лорд Корнарвон умер 5 апреля 1923 года в гостинице «Континенталь» в Каире, через 4 месяца после того как побывал в гробнице. Причиной его смерти было воспаление легких. Скончалась и сиделка лорда, ухаживавшая за ним. Сразу же поползли слухи, что его смерть вызвана грибком или другими микроорганизмами, находившимися в усыпальнице фараона. Подогрели эти слухи несколько последующих смертей. Через несколько дней после Корнарвона скончался археолог Артур Мейс, помогавший Картеру вскрывать усыпальницу. Это произошло также в гостинице «Кон-тиненталь». Вскоре погиб рентгенолог Арчи Рейд. Он разрезал бинты, которыми была обвязана мумия Тутанхамона, а также проводил рентгеноскопию мумии. Спустя несколько месяцев умер американский мультимиллионер и археолог-любитель, друг лорда Корнарвона Джордж Гоулд, также побывавший в гробнице. Он приехал в Луксор после смерти лорда Корнарвона и внимательно осмотрел как гробницу, так и ее содержимое. Врачи причиной его смерти назвали бубонную чуму. В 1928 году, через 5 лет после раскопок захоронения, неожиданно умер от эмболии (закупорки сосудов легких) секретарь Г. Картера Ричард Бартель. Когда об этом стало известно его отцу, лорду Уэстбюри, он выбросился из окна седьмого этажа гостиницы в Лондоне. В 1930 году покончил с собой сводный брат Корнарвона, а вскоре в возрасте 61 года от укуса неизвестного насекомого умерла вдова лорда. В числе жертв проклятия фараона назывались и такие известные ученые, как крупнейший американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гарди-нер и профессор Норманн де Гаррис Дэйвис. Добавляет вопросов и угрожающая надпись на глиняной табличке, найденной в гробнице Тутанхамона, которая адресует проклятия всем, кто посягнет на могилу правителя. Она гласила: «Вилы смерти пронзят того, кто нарушит покой фараона». Впрочем, аналогичные надписи, сделанные с помощью иероглифов, встречаются и в других царских гробницах, которые тем не менее в основном разграблены. Однако засомневаться в наличии каких-либо странных причин смерти специалистов-египтологов можно, если проанализировать, в каком возрасте находились эти почтенные деятели науки. Средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. В момент кончины Дж. Г. Брэстеду было 70 лет, Н. Г. Дэйвису - 71 год, А. Гардинеру - 84 года. Руководитель же экспедиции, Говард Картер, умер гораздо позже, в 1939 году, в 66-летнем возрасте. С момента вскрытия гробницы прошло 16 лет. В числе возможных причин смерти людей, побывавших в гробнице или соприкасавшихся с мумией, выдвигаются три версии: действие ядов, заложенных в саркофаг при захоронении, действие радиоактивных элементов, находящихся в могиле, и действие грибка, живущего в плесени, образующейся в подобных местах. В конце 1950-х годов врач госпиталя в городе Порт-Элизабет в Южной Африке, Джоффри Дин, обнаружил, что симптомы болезни, от которой скончался лорд Корнарвон, напоминают так называемую «пещерную болезнь», ее вызывают микроскопические грибки, обитающие в организме животных, чаще всего летучих мышей, а также в органических отбросах и пыли. Через несколько лет после сообщения Д. Дина, 7 ноября 1962 года, медик-биолог Каирского университета Эззеддин Таха на собранной им пресс-конференции рассказал об открытии, которое явилось результатом его многомесячных наблюдений за археологами и сотрудниками музея в Каире. В организме каждого из них ученый обнаружил грибок, провоцирующий лихорадку и сильнейшее воспаление дыхательных путей. Среди грибков был выделен Aspergillus niger, обитающий в мумиях, пирамидах и склепах. Доктор Таха рассказал, что это заболевание теперь не страшно, поскольку вполне излечимо при помощи антибиотиков. Остается вопрос: природное или искусственное происхождение имели болезнетворные грибки? Об использовании древними египтянами ядов было известно еще в Древнем мире. Известный древнеримский врач (по происхождению грек) Педаний Диоскарид оставил такую запись о нюансах египетской фармации: «Уберечься от яда здесь чрезвычайно трудно, ибо египтяне готовят его так виртуозно, что и лучшие в мире чаще всего ошибаются в своих диагнозах». Говард Картер, кстати, также не раз жаловался на приступы слабости, частые головные боли и даже галлюцинации - это характерный набор симптомов действия яда растительного происхождения. Возможно, его организм выработал к ядам устойчивый иммунитет: с первого дня раскопок ученый почти не покидал Долину царей, и с продвижением раскопок объем вредных веществ, которые поступали в его организм, постепенно увеличивался. В этом контексте интересно заметить, что недавно власти Египта решили закрыть усыпальницу Тутанхамона на реставрационные работы. В течение пяти лет гробница фараона будет закрыта для туристов. За это время будут проведены консервационные работы. Они необходимы, поскольку на стенах гробницы появились коричневые пятна, причина появления которых пока не выяснена. По мнению специалистов, есть опасность уничтожения этого знаменитого памятника цивилизации Древнего Египта. Известен интересный факт из истории советско-египетских отношений, говорящий о том, что правители Страны Советов также опасались проклятия своих древнеегипетских коллег. В мае 1956 года советский лидер Никита Хрущев посетил Египет с визитом. Ему показывали достопримечательности страны и, конечно же, главную из них - египетские пирамиды. По каналам КГБ из Москвы пришла телеграмма, строго запрещавшая советской делегации во главе с генсеком входить в пирамиду. Н. Хрущев последовал этому совету всемогущего органа разведки. Остается только догадываться, имел ли этот запрет под собой какую-то почву или советские спецслужбы просто решили перестраховаться. С открытием гробницы Тутанхамона связана еще одна странность. Внук лорда Корнарвона, Генри Герберт, в июле 1987 года решил открыть для посетителей свой замок, возведенный архитектором Ч. Барри в 1842 году. Самое знаменитое сооружение этого архитектора - здание английского парламента в Лондоне, и потому замок Герберта сразу привлек к себе многочисленных туристов. Для удобства гостей было решено открыть дверь между курительной комнатой и залом для рисования. Владелец замка немало удивился, когда в стенных нишах скрытого до того прохода были обнаружены небольшие произведения древнеегипетского искусства и ювелирные изделия. После проверки всего здания похожие открытия были сделаны во многих уголках замка. Среди спрятанных сокровищ были: мраморная голова от статуэтки Аменхотепа III, маска богини-коровы Хатор из блестящего голубого фаянса, терракотовая головка нубийки, сине-голубые фаянсовые изразцы из основания погребального храма Рамсеса, золотые и серебряные амулеты, вазы в форме цветов лотоса, статуэтка гиппопотама, украшенный орнаментом и перламутром деревянный ларец, золотые и фаянсовые бусины, а также бусы из граната и других полудрагоценных камней. Также было обнаружено расшитое золотом одеяние женской мумии и коробочки с остатками бывших некогда в них румян и белил, которыми украшали свои лица аристократки времен фараона Тутанхамона. Зачем лорд-археолог спрятал все это в своем имении? Многочисленные загадки гробницы фараона Тутанхамона, обстоятельств ее открытия и судеб ее исследователей еще далеки от убедительных ответов на них.
|
| |
|
Брюнетка
|
| Чувственная
|
Сообщение: 1179
Настроение: в поисках гармонии
Откуда: Израиль
|
|
Отправлено: 09.12.10 18:35. Заголовок: Русалки и единороги ..
Русалки и единороги Скрытый текст В мировом фольклоре существует множество историй о полуженщинах-полурыбах, обольстительных обитательницах морских пучин. Истоки этих легенд восходят к Древнему Вавилону. Почему они сохранились и по сей день? Может быть, правы современные психологи, утверждающие, что этот образ символизирует сексуальное желание, ведущее к саморазрушению? В наши дни люди, как правило, отрицают существование русалок, так же как и единорогов. Эти мифические существа, с телом лошади или другого животного, но обязательно с одним единственным рогом, часто упоминаются в сказках и преданиях. Только ли благодаря человеческой фантазии вошли они в фольклор? Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Монро прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс. Внезапно на камне, выступавшем из моря, он заметил существо, похожее на сидящую обнаженную женщину. Если бы Монро не знал о том, что заплывать за камень крайне опасно, то у него не возникло бы никаких сомнений в том, что он наблюдает за женщиной. Но что-то было во всем этом странное, и он начал присматриваться. Нижняя часть тела была под водой, но Монро видел обнаженные руки, расчесывающие длинные, блестящие каштановые волосы. Через несколько минут существо соскользнуло с камня в моpe и скрылось из вида. После долгих внутренних колебаний спустя 12 лет Монро послав заметку в лондонскую "Таймс". В письме он очень осторожно и сухо описал это создание. "Голова была покрыта волосами выше указанного цвета (каштановые), слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие; зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт; груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого представителя человеческой расы; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличие перепонок, но насчет этого я не уверен". Монро сказал, что хотя другие, заслуживающие доверия люди утверждали, что видели это существо, он им не верил, пока не увидел его самостоятельно. И, увидев, убедился в том, что это существо было русалкой. Он выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению "существования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что неспособен постичь..." Из этого вполне логичного письма следует, что вера в русалок не была прерогативой матросов, сходящих с ума от скуки и воздержания в длительных океанских путешествиях. Фактически русалки, как и драконы, - символ почти универсальный. Упоминания о них можно встретить в фольклоре всех стран мира, и если в стране нет моря, ее домом становятся река или озеро. Похоже, что, как и в случае с драконом, возникновение русалки связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности мужчин. Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая... Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков. В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение. За легендами о русалках скрывается целая серия романтических мечтаний и стремление к идеалу - к женщине недоступной, непохожей на простых смертных. На том самом месте, где с Монро произошла эта "поразительная история", ранее случались еще более удивительные происшествия. Местные предания гласят, что однажды русалка подарила некоему юноше золото, серебро и алмазы, собранные ею на затонувшем корабле. Он принял подарки, но некоторые драгоценности отдал своей любимой девушке. Но, что еще хуже, он не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал ее ревность и гнев. Однажды она подплыла к его лодке и направила ее к ближайшей пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В это мгновение юноша уснул. Проснувшись, он обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти только до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя теперь он обладал сокровищами и русалкой, выполнявшей его желани при этом он оставался пленником. Он оказался в ловушке благодаря собственной жадности. Хорошо известно, что русалки жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Источником этих представлений о русалках, возможно, являются сексуальные фантазии мужчин о непокорном создании, помешанном на исполнении только собственных желаний. Согласно некоторым легендам, русалка - это падший ангел, пищей которой служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. (И здесь этот образ смешивается с сиреной.) Если же, что бывает довольно редко, такой способ привлечения не срабатывает, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина. Поймав и усыпив свою жертву, она раздирает на кусочки острыми зелеными зубами. Согласно менее жестокой легенде, русалки и тритоны жили в подводном царстве, среди множества сокровищ. Свои жертвы они забирали себе. Поэтому моряки считают русалку плохой приметой. Это означав что увидевший ее вскоре утонет в море. Похоже, корни легенд о русалках восходят к могущественным вавилонским божествам, связанным с солнцем и луной. У бога солнца было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия - из рыбьей чешуи. Постепенно его вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек, и можно предположить, что возникновение мифов о тритонах связано именно с ним. Богиня луны Атаргартис, полуженщина-полуры6а, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что когда солнце и луна заканчивают свое ежедневное путешествие по небесному своду, они погружаются в море. И им казалось естественным, что боги солнца луны должны иметь подходящие тела для жизни как под водой, так и вне её. Необычные тела этих богов - соединение человека и рыбы, и способность погружаться в неизведанные океанские пучины - добавляли им таинственности. Русалки унаследовали эти качества. Может быть, зеркало, с которым их часто изображают, символизирует луну, влияющую на приливы и тем самым увеличивающую власть русалок. Видимо, связь с этими богами, наделенными в дохристианское время исключительны могуществом, увеличивала веру людей в легенды о русалках. Другие прямые предшественники русалок - тритоны в греческо мифологии. Тритоны могли вызывать штиль или шторм, а их тела, как и русалок, состояли из двух частей - одна принадлежит человеку, другая - рыбе. Хотя сирены в греческой мифологии были полуженщинами-полуптицами, они, подобно русалкам, чудесным пением заманивали людей себе. Когда греческий герой Одиссей пытался миновать их, он заткну уши своим морякам воском, а себя привязал к мачте, чтобы не полдатьс искушению их пения. Индийские речные нимфы имели человеческий облик, но многое объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне и, конечно, были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие всё новых побед, они никогда не мстили мужчинам и стремились приносить радость. С установлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие получить душу. Христиане считали, что русалка может обрести душу, только пообещав оставить море и мечты вернуться туда когда-либо, и поселиться на суше. Это приводило русалку к жестокому внутреннему конфликту, так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая жизнь невозможна. Известна трогательная и печальная история, датированная VI веком, о русалке, ежедневно навещавшей монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. И хотя русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, она была не в силах предать море. И, в конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют "слезами русалки". Тюленей с их гладким телом и некоторыми чертами поведения, напоминающими человеческие, довольно долго связывали с русалками. Многие ученые считают, что истории о русалках основаны на впечатлениях от мимолетных встреч с тюленями. В легендах о русалках тюлень обычно фигурирует как их неизменный спутник. Существует история о том, как однажды рыбак оглушил и освежевал тюленя, а потом бросил его, еще живого, назад в море. Пожалев животное, русалка отправилась на поиски кожи. Но ее поймал товарищ того рыбака, и она умерла от слишком долгого пребывания на воздухе. И после этого, в благодарность за ее храбрость, тюлени всегда стали сопровождать русалок. Эти два создания - русалки и морские нимфы - имеют много общего, и поэтому во многих легендах совершенно невозможно понять, о ком идёт речь. И те, и другие любят петь и танцевать и обладают даром пророчества. Существуют истории о том, как морские нимфы и pycaлки, полюбив человека, долгие годы жили на берегу. Многие считали, что у каждой русалки есть корона, без которой она не может вернуться в море, и если мужчине удастся украсть ее и спрятать, то он может жениться русалке; но если она когда-нибудь найдет свою корону, то тут же исчезнет с ней в волнах. Точно так же мужчина может взять в жены морскую нимфу, но для этого он должен выкрасть и спрятать ее вторую, "тюленью", кожу. По этому поводу существует множество легенд. Ниже следующее старинное предание шотландских горцев - одно из многих. Мужчина страстно полюбил прекрасную морскую нимфу, выкрал эту кожу и тщательно спрятал. Затем они поженились, у них появились дети, и жили очень счастливо. Но однажды один из сыновей нашел спрятанную кожу и показал ее матери. Ни секунды не раздумывая, она надела её радостно бросилась в море, навсегда покинув своих детей. Однако наиболее популярными истории о русалках были среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трех резвящихся в море русалок вдали от побережья Гвианы. На протяжении долгих месяцев морских путешествий моряки страдали от скуки и половой неудовлетворенности и, может быть, поэтому видели русалок регулярно. Возможно, именно благодаря сексуальным фантазиям морские млекопитающие, такие, как грациозные тюлени или даже нелепые дюгони и морские котики, начин ли казаться им прекрасными полуженщинами? Кто знает? Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывал свою встречу с русалкой как заурядный случай. В его дневнике за 15 июня 1625 года встречается следующая запись: "Один из команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Вверх от пупка ее грудь и спина были как у женщины... очень белая кожа и спадающие вниз черные волосы. Когда она нырнула, они увидели ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещрённый пятнышками, как у макрели". В России русалки были "высокими бледными и печальными"; о них писали и в Таиланде, и в Шотландии. Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и "Абердинский альманах" обещал путешественникам, что они "обязательно увидят прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий". Поскольку слухи о русалках множились, начали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Обычно их изготовляли, соединяя верхнюю часть обезьяны с рыбьим хвостом. Одна из них, возможно, изготовленная в XVII веке, была показана на выставке подделок, проведенной Британским музеем в Лондоне в 1961 году. Большинство из этих так называемых русалок были необычайно уродливы, однако вызывали неизменный интерес. В одном издании 1717 года есть изображение предположительно подлинной русалки. Подпись: "Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и семь часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не стало..." Русалками заинтересовался даже Петр 1. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему. Последний мог добавить немногое, но описал еще одну русалку из Амбойны. Ее видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со своим приятелем. Священник был убежден в правдивости рассказов о русалках. "Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, - писал он, - то, в частности, эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование таких городов, как Константинополь, Рим, Каир, только потому, что им не пришлось их увидеть". Хотя предполагалось, что русалки жестоки и развратны, моряки были уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку и, возможно, оставить себе для разного рода забав было так велико, что матросам повсюду виделись героини их эротических грез. Один автор както заметил: "То, что человеческая фантазия из океанских пучин породила этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь, должно было, безусловно, отвечать каким-то основным человеческим потребностям". Почти везде в Европе в средние века соборы и церкви украшали выточенные из камня или вырезанные из дерева русалки. Но, начиная с середины более просвещенного XIX века, вера в них ослабела. Когда пароходы заменили парусные суда, и морские путешествия стали значительно короче, моряки все реже стали рассказывать о том, что их соблазняли, обольщали или дразнили сирены. Однако русалки не были полностью забыты. В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Алексавдер Ганн снова встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пыталс спасти застрявшую в расщелине овцу, то, подняв голову, встретился взглядом с облокотившейся на соседний риф русалкой. У нее были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза и изогнутые дугой брови. Она был необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражен больше - он, русалка или собака. Однако первой дала выход своим чувствам собака. Скуля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что русалка испугана, но все же больше разгневана. Позднее он сказал своему другу: "То, что я видел, - правда. Я действительно встретил русалку". Через 50 лет, прогуливаясь в том же месте, две девочки наткнулись на русалку, оставленную на мели отливом. По описанию она походила на ту, что встретилась Ганну. Вскоре после этого, в совершенно иной части света, к достаточно скудному перечню встреч с русалками в XX веке была добавлена ещё одна. Это случилось 3 января 1957 года, когда путешественник Эрик де Бишоп плыл на своей модели реконструированного древнего полинезийского плота из Таити в Чили. В книге "Таити-Нуи" опубликованной через два года, он рассказывает, что внезапно вахтенный повел себя очень странно. Матрос начал доказывать всем, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на палубу. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, остановилось прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получил в ответ такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Так как на руках моряка была сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости этой истории - встреча с русалкой действительно произошла. В 1961 году, через четыре года, туристская фирма острова Мэн устроила "неделю рыбной ловли" и предложила приз тому, кто поймает живую русалку в Ирландском море. Сразу же появилось несколько сообщений о рыжеволосых нимфах, резвящихся в волнах. Несмотря на это, никто не был пойман. Ирландские русалки оказались столь же неуловимы, как и их сестры в прошлом. Конечно, сейчас очень немногие люди могут искренне сказать, что они действительно верят в существование русалок. Тем не менее, русалки обрели некую псевдореальность. Легенды о них настолько распространены и завораживают, что русалки, как и драконы - порождения человеческого подсознания, - превратились в символ. То же случилось и с единорогом. Это мифическое существо, в принципе, может быть любым животным, но обязательно должно обладать единственным длинным рогом. Как и в случае с драконами, облик и поведение единорога варьируется в зависимости от местности, в которой сложена легенда. Иногда он похож одновременно на нескольких животных, или может быть каким-то совсем не определенным зверем - лошадью, козой или даже змеей. На 3aпаде его описывают диким животным, любящим одиночество. Считается, его невозможно приручить. В Китае это мирное и ласковое существо, приносящее удачу. Как и другие мифические существа, единорог символизирует множество явлений и понятий. Единственный рог является символом мужского начала и королевской власти, в некоторых случаях это символ чистоты. Обладая рогом и женским телом, единорог сочетает черты обоих полов. С китайского его название "ки-линь" переводится как "мужской-женский". Соединение в одном существе противостоящих друг другу мужского и женского начал указывает на то, что единорог являлся символом примирения и других противоположностей. Идея о гармонии противостоящих друг другу сил была важной частью мировосприятия древних магов и алхимиков, поэтому в истории магии единорог играет важную роль. Впервые на Западе единорог был упомянут в книге про Индию греческим историком Ктесием в 398 году до н. э. Вот часть описания: "В Индии встречается разновидность диких ослов размером с лошадь и даже больше. Тело белое, глаза темно-голубые, голова -темно-рыжая. Изо лба торчит рог, примерно метр в длину". Похоже, что Ктесий основывался на догадках и рассказах путешественников. В данном случае единорог - смесь носорога, какой-то антилопы и дикого осла. В книге также говорится, что рог на конце заострен, у основания он белого цвета, в середине - черного и оканчивается пурпурным. Возможно, Ктесий просто видел сосуд, раскрашенный таким образом и сделанный из рога, поскольку индийские правители обычно пили из подобных рогов. Он также писал, что рог является отличным противоядием и пьющие из рога защищены от судорог и отравления. До начала нового времени люди верили в это свойство рога. Богатые и властьимущие платили бешеные деньги за сосуды, предположительно сделанные из рога единорога. Аптекари часто говорили, что в их арсенале лечебных снадобий имеется рог единорога. Порой ему приписывали способность воскрешать из мертвых. Даже в XVII и XVIII веках аликорн - порошок, сделанный из рога единорога, был включен в список лекарств, выпускаемых Английским королевским физическим обществом. Безумная стоимость этого лекарства вошла во многие поговорки. Аптекари объясняли высокие цены тем, что единороги живут в Индии и порошок необходимо везти оттуда. В 1641 году французский маркиз писал, что проездом в Лондоне на выставке в Тауэре видел рог единорога. Это была собственность королевы Елизаветы 1, стоившая приблизительно 40 000 фунтов стерлингов. Маркиз захотел проверить подлинность рога. Для этого необходимо было обернуть его в шелк и положить в огонь. Если рог настоящий, - утверждал маркиз, - то шелк не сгорит. По счастью, присутствие стражи не позволило маркизу осуществить этот эксперимент. Очищающие свойства рога описаны в известной средневековой легенде. Множество животных в сумерки собираются у пруда. Но вода равлена, и они не могут ее пить. Вскоре приходит единорог, он погр рог в воду, и яд исчезает. В христианской интерпретации рог символиз; рует крест, а вода - мирские грехи. Ещё одна известная и символическая средневековая легенда - о том, как охотятся на единорогов. Единорог - это дикое существо, размером с козла. Он слишком проворен и быстр для охотника. Его может поймать только юная девственница, одиноко сидящая в лесу под деревом. Влекомый ароматом целомудрия, единорог приближается и кладет голову к ней на колени. Девственница нежно поглаживает его рог, пока единорог не заснет. Тогда она отрубает рог и зовет охотников с собаками. Сексуальная символика этой истории прозрачна и часто обыгрывается в эротической культуре. Однако существует и христианская трактовка этой легенды. Девственница - Дева Мария, единорог - Христос, а рог символизирует единство Отца и Сына. Христос приносится в жертву для спасения грешного мира. Некоторые естествоиспытатели считали, что единорога можно вывести искусственно. И в марте 1933 года это случилось. Американский биолог доктор Франклин Дав прооперировал в университете штата Mэн однодневного айрширского теленка. Он трансплантировал в фронтальную часть зародыши рогов теленка друг над другом, предполагая, что в процессе роста они объединятся в один рог, как у единорога. В результате этого успешного эксперимента появился однорогий бык. Он не был похож на средневековые описания единорогов, которые усилиями придворных литераторов приобрели тонкость и изящество прекрасных скакунов. Но его поведение отличалось от поведения обычных быков. Может быть, когда-то раньше люди, такие как Франклин Дав, вывели подобное существо, обладающее свойствами, отличающими его от двурогого собрата? И, возможно, именно эти существа послужили источником для возникновения первых легенд? Или все было гораздо прозаичнее и прообразом единорога был обыкновенный носорог - индийский или африканский? А может быть, все же единорог, мистическое и магическое существо, - продукт исключительно человеческого воображения?
|
| |
|
Ответов - 33
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
|